Сценарий родительской конференции
«Поговори со мною, мама…»
Составители:
Белова О.В., педагог-психолог КГУ «Первая гимназия» г. Петропавловск
Мансурова Е.В., КГУ «Средняя школа №2» г. Петропавловск;
Болдырь Н.А., КГУ «Гимназия «Бэст» г. Петропавловск;
Демчур Т.Н.., КГУ «Кондратовская средняя школа» Кызылжарский район.
Ескендирова Г.С., КГУ «Бидайыкская средняя школа» Уалихановский район.
Тлеукабылова З.М., «Бидайыкская средняя школа» Уалихановский район.
Подготовка к проведению конференции:
Начало конференции – Ролик Ассоль «Мама»
– Добрый вечер, уважаемые мамы! Каждому из нас хочется, чтобы его ждали. Ждали в дождь и пургу, зной и ветер, летним вечером и морозным утром, в весенний полдень и осенней промозглой ночью. Каждому нужен, как воздух, уголок, где поймут и простят, обогреют и накормят, помогут словом или делом, или просто помолчат в унисон, ведь иногда такое молчание стоит дороже хорошего совета, а главное ни при какой ситуации не предадут. И называется этот уголок у каждого по-разному, а по большому счету, у всех одинаково – дом, родина, а живут в нем, как обычно, самые близкие и родные люди – семья.
Семья – счастливая, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, заботятся друг о друге, умеют прощать и понимать, утешать и радоваться.
Любовь – основа счастливой семьи. Сегодня на нашей встрече мы будем учиться создавать гармоничные отношения с нашими детьми, основанные на любви, доверии и принятии.
– Когда мы были маленькими, мы искренне открыто воспринимали окружающий нас мир. И так же искренне отдавали этому миру наше тепло, заботу, любовь. Но с возрастом в наш мир взаимоотношений начинают врываться разного рода условности. Ярким примером этих условностей послужит притча.
Притча «Я люблю тебя всегда!»
Веселый малыш подбежал к маме с вопросом: «Мама! Ты меня любишь?».
Мама подумала и произнесла с серьезным видом: «Когда ты слушаешь меня и ведешь себя хорошо, я тебя люблю. А когда ты плохой мальчик, то не люблю!»
Малыш задумался и с глазами полными слез тихо сказал: «А я тебя, мама, люблю всегда!»
Дети мудрее взрослых, они умеют любить просто так....
– Считается, что материнская любовь должна быть безусловной… Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
– Давайте сегодня на нашей конференции поговорим о трех важнейших правилах безусловной родительской любви – Правило «трех П»– принятие, понимание, признание уникальности.
– Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
– Может быть, вы сами можете привести еще некоторые подобные высказывания? Знакомы ли они вам?
– Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя бывают в жизни моменты, когда поведение любимого ребенка ставит его в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители время от времени совершают их. Давайте обсудим ошибки родительских отношений:
– А самая распространенная ошибка, которую мы за собой не замечаем, приведена на экране.
Ролик «Интернет дороже сына»
– Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах.
Присоединение к аудитории. Метод трех «ДА»
– И я ни сколько в этом не сомневаюсь. Но мне не дают покоя следующие вопросы:
Упражнение на понимание «Геометрические фигуры»
Одному из участников дать рисунок из геометрических фигур. Попросить его сесть спиной к аудитории и передать содержание рисунка всем присутствующим, которые должны на своих местах сделать рисунок по озвученному описанию. При этом присутствующие не имеют права задавать вопросы и разговаривать. Предложите участникам сравнить свои рисунки с эталоном (как правило, получившиеся рисунки очень отличаются от эталона).
– Очень часто отсутствие взаимопонимания является следствием иллюзии, что, когда мы что-то говорим, нас слышат и понимают именно так, как мы этого желаем. А не лучше ли задать вопросы и убедиться, что Вас услышали и поняли правильно?
– Иногда подростки стараются оттянуть возвращение в дом, потому что знают, что родители встретят их сердито, с бранью, с криками: «Где ты пропадал? Сколько раз тебе говорить? Долго ли это будет продолжаться?» А то и оплеуху получит прямо у порога.
– А какими словами Вы встречаете своих детей из школы?
– Да, мы все очень волнуемся, когда детей нет дома, но попытаемся пересилить себя. Давайте, начиная с сегодняшнего вечера (ведь сегодня пятница, и ребята где-то гуляют) встретим их по-доброму. Хватит ли у нас душевных сил на добрую встречу с собственным ребенком, как бы он ни был виноват? Особый успех ждет тех, кто еще и чаем напоит своего блудного сына.
– Психологи советуют задавать ребенку четыре вопроса и, что самое интересное, в результате вы будете знать о своем ребенке все.
– Итак, что это за вопросы?
Я хочу любить тебя, но не держать тебя.
Я хочу ценить тебя без рассуждений.
Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
Я хочу просить, но не требовать,
Я хочу покинуть, но не упрекать.
Я хочу помочь, но не упрекая в неумении.
Если мы оба будем хотеть этого,
То мы сможем встретиться.
По В.Сатир
– Трудность заключается в том, что многих ребят одной теплой встречей в дом не вернешь. Не ждите чуда, не думайте, что завтра же подросток начнет возвращаться домой к программе «Спокойной ночи, малыши!». И вообще, опыт этот не для того, чтобы сын или дочь возвращались вовремя, а для того, чтобы начать восстанавливать нарушенные связи.
Обнимайте своего ребенка – физический контакт является надежным средством успокаивания; известный американский семейный психолог Вирджиния Сатир писала: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».
Ролик «Поговори со мною, мама…»
– Надеемся, что с одним из правил безусловной любви «ПОНИМАНИЕ», Вы разобрались. Давайте попробуем разобраться с оставшимися двумя правилами «ПРИНЯТИЕ» и «ПРИЗНАНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ». А для этого выполним следующее упражнение.
Упражнение «Каждый ребенок уникален» (Приложение 2)
– Подумайте, пожалуйста, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...». А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут на листочке с изображением человечка с левой стороны напишите те черты характера вашего ребенка, которые вы бы хотели изменить в нем (по поводу которых у вас происходят ссоры, за что можете поругать ребенка). Например:«Мой ребенок невнимателен». А с правой стороны напишите те качества ребенка, которые вас устраивают в вашем ребенке (которыми Вы гордитесь). Например: «Мой ребенок аккуратен». Посмотрите на качества, которые вы написали.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
– Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» – был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты... Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Вернемся к Вашим листочкам. Обведите Вашего человечка вместе с его качествами в сердечко. И напишите рядом: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть, _______ (имя ребенка). Я люблю тебя».
– Вот мы на практике и познакомились с правилами безусловной любви: «ПОНИМАНИЕ», «ПРИНЯТИЕ» и «ПРИЗНАНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ».
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей.
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей.
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Радостью для них пусть станет дом.
Социальный ролик о семье
– Мы сегодня рассуждали о ситуациях, которые часто встречаются в семейных отношениях. Ваше активное участие говорит о желании построить счастливую семью, где в основе лежит безусловная любовь. А для этого нужно придя сегодня домой сказать своему ребенку самые главные слова: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».
Раздать памятки.
Приложение 1
Открытое письмо родителям
Дорогие___________________________________________________________!
Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________
Иногда я ________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет _______________________________________.
А ещё я _________________________________________________________________
Но кроме этого я хочу рассказать о ________________________________________
Самым трудным для меня в 5 классе ________________________________________
Больше всего я хочу _______________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня __________________________________
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе, ________________
А наш классный руководитель ______________________________________________
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ___________________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это _______________________________
В 5 классе меня удивило ___________________________________________________
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею _____________________________
Крепко______________________________________________________________
Дата _________________ Имя __________________________________
Сценарий
психологической акции «Я люблю тебя, жизнь!»
Цель: привлечение внимания к позитивным сторонам жизни и ценностным ориентациям, профилактика депрессивного настроения.
Задачи:
- улучшение эмоционального состояния участников акции,
- формирование позитивного отношения к жизни,
-акцентирование внимания на жизненных ценностях,
- создание благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся,
-поднятие самооценки и формирование уверенности в себе,
- сплочение участников образовательного процесса
Время проведения: в течение дня.
Количество участников: не ограничено.
Ведущие: волонтеры 15 человек
1. Вступительное слово учителя.Дорогие школьники, учителя! Сегодня у нас знаменательный день.
Вед. 1: Доброе утро всем, всем, всем!
Вед. 2: Здравствуйте!
Вед. 1: Счастливые!
Вед. 2: Активные!
Вед. 1: Веселые!
Вед. 2: Симпатичные!
Вед. 1: Вежливые!
Вед. 2: Творческие!
Вед. 1: Умные!
Вед. 2: Доброжелательные!
Вед. 2: И сегодня в школе проводится акция с значимым названием «Я люблю тебя, жизнь!», которая предполагает демонстрацию навыков общительности, толерантности, открытости миру, стремления служить обществу, демонстрировать оптимизм, позитивное мышление, устремленность в будущее и ответственность..
Вед. 1: Жизнь-это благо, которое дается человеку лишь однажды.
Вед. 2: жизнь-это величайшая ценность сама по себе.
Вед. 1: жизнь прекрасна и надо ценить каждое ее мгновенье!
Вед. 2: жизнь – это взлеты и падения!
Вед. 1: жизнь – это радости и поражения!
Вед. 2: жизнь-это счастье и сотворить его в наших силах!
Вед. 1: жизнь дает нам возможности
Вед. 2: любить и быть любимым!
Вед. 1: наслаждаться окружающей красотой и создавать эту красоту самим!
Вед. 2: мечтать и воплощать мечты в реальность!
Вед. 1: просто жить и дарить жизнь другим!
Вед. 2: Жизнь дает возможность нам увидеть мир,
Вед. 1: Плакать, грустить, обижаться ,улыбаться, смеяться,
Вед. 2: Общаться, дружить, любить и дарить радость людям
Вед. 1: Разве это не здорово?
Вед. 2: И конечно же наша жизнь во многом зависит от нас, а именно от нашего настроения.
Учащиеся 9 класса читают стихи.
Сценка
Вед. 1: И сейчас мы предлагаем вам принять участие в акции «Я люблю тебя жизнь!»
Волонтёры акции всем учителям раздадут маркеры.
Задание для учителей:превратить «серую стену» в позитивный рисунок.
Всем учащимся раздадут стикеры, на которых каждый напишет своё пожелание и приклеет его к плакату, на котором нарисована большая ,«добрая » рука Песня 11класс
Вед. 1:Живите и дарите радость людям
не завтра, не сегодня, а сейчас…
Вед. 2: И не теряйте ни одной минуты,
ведь молодость дается только раз.
Вед. 1:Помните:
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать,
И помышляя о чуде.
Рукой опаленной до солнца достать
И подарить его людям.
Вед. 2: Жизнь-это я, это мы с тобой.
Жить и гордиться своей судьбой.
Людям и счастье, и радость дарить.
Жить надо так, чтобы ярко светить.
Стремитесь открыть хоть однажды, звезду человечности в каждом.
Вместе: Любите жизнь и живите с удовольствием!
Умение читать и писать (8) | 8 |
Умение считать (2) | 2 |
Умение логически мыслить (4) | 4 |
Психологическая готовность (13) | 13 |