Любому родителю важно, чтобы его ребенок был в школе успешен. Любой родитель согласится с тем, что успешность ребенка в школе – это не только достойные отметки, но и благополучное эмоциональное состояние ребенка, и его позитивные взаимоотношения со школьным окружением, и реализация и развитие потенциала способностей ребенка в школе. Одни лишь отметки и отзывы ребенка о школе не всегда позволяют семье верно оценить, насколько же успешен ребенок в школе в целом. Поэтому важнейшей рекомендацией родителям, заботящимися о благополучии своего ребенка в школе, выступает контакт с педагогами.
Контакт родителей с педагогами - это:
1. Согласованность родительских требований к ребенку со школьными. То есть, родители должны требовать от ребенка соблюдения норм и правил, установленных в школе. Среди них значимы для школьника любого возраста:
- недопустимость прогулов и опозданий без уважительной причины;
- необходимость соблюдения школьных требований, даже непривлекательных для ребенка (дежурства, стиль одежды, режим);
- отношение родителей к школе как к значимой сфере жизни ребенка;
- требование прежде всего не отметок, а понимания и знания учебного материала;
- поощрение участия ребенка во внеурочной работе школы.
Школьные запреты (на курение, употребление алкоголя, агрессию в поведении) должны оставаться запретными и дома.
2. Взаимодействие родителей с учителями. Беседуя с педагогом, обучающим Вашего ребенка, постарайтесь всегда задать учителю наиболее важные вопросы, которые помогут Вам составить верное мнение об успехах, способностях и затруднениях ребенка, о наличии контакта учителя с ребенком. Вопросы в общем виде могут вписываться в такую схему:
- Как Вы оцениваете работу моего ребенка на уроках?
- Какие рекомендации Вы можете мне дать по работе с ребенком? В чем я должен ему помочь? Как я могу помочь своему ребенку?
- Какие сложности возникают у Вас в работе с ребенком?
Постарайтесь также дополнить мнение учителя мнением школьного психолога, который на основании изучения психологических черт школьников составляет рекомендации к индивидуализации образовательного процесса, к адаптации педагогических технологий индивидуально-психологическим особенностям детей.
Общая осведомительная консультация психолога предполагает обсуждение следующих вопросов:
- Как мой ребенок адаптирован в школе на настоящий момент?
- Требуются ли моему ребенку развивающие или коррекционные занятия с психологом?
- Какие индивидуально-психологические особенности ребенка я должен учитывать?
3. Если у ребенка конфликт с учителем:
- Покажите ребенку сочувствие и осознание значимости его проблемы.
- Совместно с ребенком проанализируйте причины конфликта.
- Помогите ребенку лучше освоить знания по предмету, который преподает этот педагог.
- Встретьтесь с педагогом индивидуально и обсудите его претензии к поведению и/или успеваемости ребенка.
- Постарайтесь учесть мнение педагога.
Никогда не критикуйте учителя при ребенке. Даже если учитель был неправ вобращении с ребенком, осуждая его при ребенке, Вы, вероятнее всего, посеете непримиримую вражду ребенка к педагогу и внушите ему неуважение не только к этому учителю, но и к другим учителям и к школе вообще. Если у Вас возникли проблемы в воспитании, обучении ребенка, во взаимодействии с ним, первые, кто готов Вам помочь - это школьные педагоги, для которых благополучие Вашего ребенка так же важно, как и для Вас. Контакт родителей с педагогами, которые обучают и воспитывают их ребенка - важнейшая превентивная мера, позволяющая предупредить различные отклонения в поведении и развитии ребенка.